Болезненная связь родственников с зависимыми близкими выражается в навязчивой тревоге за их жизнь и здоровье, в некой одержимости их проблемами. Все это заставляет нас тотально контролировать зависимого: нам кажется, что мы что-то решаем. Но на деле ситуация только усугубляется. Ведь где есть сверхконтроль, там обязательно будет бунт против него. «А на зло тебе…» — многие, наверно, слышали.
Когда нам сообщают, что началом выздоровления нашей семьи начинается с отстранения, все внутри нас отвергает это: «Я не могу это сделать! Вы предлагаете его бросить умирать? Я слишком сильно его люблю. Я должна помочь ему!»
Да, должны помочь, но, прежде всего, не ему, а себе. И помощь себе такова – вспомнить, что я тоже есть, я живу, чувствую. Я обязана позаботиться о себе. Мне жизненно необходимо научиться реагировать на происходящее по-другому.
Парадокс отстранения таков: я отхожу в сторону, зависимый начинает думать и принимать самостоятельные решения. Ему приходится брать в руки ответственность за свои поступки.
Итак, отстраниться от зависимого. Как?
Принцип отстранения прост: я не исполняю обязанности других. Я отвечаю только за себя. Если мой зависимый устраивает себе катастрофу, я позволяю ему сделать этот выбор. Я позволяю людям быть теми, кто они есть.
Отстраниться – значит отойти от зависимого и его проблем с любовью, отказаться от больной вовлеченности в жизнь другого человека: «Я не могу решить твои проблемы, сынок. Твоя жизнь – это твой выбор».
Это не значить бросить человека наедине с его бедой. Это не значит замолчать, стать безучастной и холодной. Это не про «голову в песок». Мы делаем для решения проблемы только то, что можем, что в силах совершить. Мы не суетимся, не кипим, не закатываем истерик. Как врач, которому нельзя паниковать, мы выбираем хладнокровие. Оно нужно, чтобы победить зависимость.
Давайте порассуждаем. Если мы не можем решить проблему или испробовали все способы помощи, у нас только два пути: вниз или наверх. Либо погружаемся в болото боли, печали, страха, либо учимся жить вопреки этой беде. Жить счастливо несмотря ни на что, замечать хорошее в нашей жизни, благодарить людей и Бога за это. Иными словами, я не могу изменить ситуацию, но я могу жить здесь и сейчас, в предложенных обстоятельствах, в текущем моменте.
Однажды мне пришлось это сделать. Я вдруг осознала, что вся моя сущность, жизнь, эмоции настолько сильно вовлечены в болезнь моего ребенка, что ни о каком счастье не было и речи. Одержимая этой серьезной проблемой, я не могла адекватно мыслить, чувствовать, поступать. А, следовательно, здоровую помощь моему сыну я не могла оказать. Я начала думать об этом. Мне было страшно, но я отстранилась.
Как? Об этом в следующем посте.
Счастья вам.
Автор: Горохова Ю.
Источник: https://www.facebook.com/groups/700307690563591/